Маркировка импортных шин

Классификация шин Срок хранения шин
Диагональные и радиальные шины Маркировка шин в США
Цветная маркировка на шинах Дополнительная маркировка шин — 2012
Маркировка импортных шин Индексы скорости и нагрузки шин
Езда летом на зимних шинах  

Все надписи на боковинах импортных шин, независимо от того, в какой стране они изготовлены, выполняются на английском языке.

Шины зарубежных фирм-производителей имеют обозначения, соответствующие евростандарту, американскому стандарту (требованиям департамента транспорта США), либо двойному евроамериканскому стандарту. Перечисленные стандарты проставляются на боковине шины буквенным обозначением.

Буква «Е», обведённая в кружок с двумя цифрами указывает, что шина проверена на соответствие европейскому стандарту безопасности – Правилу №30 Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. В настоящее время европейским странам дано право проводить испытания и присваивать знак и номер технического контроля для автомобильных шин. Индекс в кружке – условный номер страны, где комиссия повела проверку. Например, Е3 – Италия, Е5 – Швеция. Пятизначный (в некоторых случаях, шестизначный) индекс, означает номер сертификата, свидетельствующего о положительных результатах проверки и выданный той страной, которая осуществляла эту проверку.

Американский стандарт имеет обозначение DOT (Department of Transportation).

Если шины сертифицированы по двойному стандарту, то на боковине имеется обозначение Е и DOT. Такое обозначение встречается часто, так как европейские фирмы-производители шин поставляют их в США.

Прежде всего, рассмотрим маркировку шин, действующую в Европе

195/65R15 91Т – размер шины и её техническая характеристика, где:

195 – ширина профиля баллона,

65 – отношение высоты профиля к его ширине в %. Здесь оно равно 70 %. Если это соотношение не указано, значит, оно равно 80-82%. Начиная с 80% и ниже этот показатель обязательно входит в обозначение шины. Чем меньше это соотношение, тем шире шина и тем «приземистее» и динамичнее автомобиль, но все это хорошо только на сухих дорогах с идеальным покрытием. На российских дорогах рекомендуется использовать шины с соотношением 70-80%, и даже ценители не рискуют использовать шины с показателем меньше 65.

Если этой цифры нет на боковине шины (например 195/ R 15), то это значение равно 80% и такая шина называется «полнопрофильной».

R – обозначение радиальной шины. Существуют также диагональные шины, но радиальная резина более популярна.

15 – монтажный размер обода (посадочный диаметр) в дюймах.

91 – индекс нагрузки шины. Это условный показатель, определяющий максимальную нагрузку на шину.

С помощью таблицы можно узнать максимальную нагрузку в килограммах, при которой производитель шины гарантирует, что шина не разрушится, и будет показывать заданные заводом-изготовителем характеристики.

На некоторых шинах написано MAX LOAD (максимальная нагрузка) и далее стоят значения в килограммах и фунтах.

Для микроавтобусов и легких грузовиков выпускаются специальные многослойные усиленные шины с высокими индексами нагрузки. И обозначаются в зависимости от индекса нагрузки – надписью REINFORCED (6 слоёв, усиленная шина) или буквой «С» после диаметра шины, например: 195/70 R15 C, (8 слоёв, грузовая шина).

T – индекс скорости. Этот условный параметр определяет максимально допустимую скорость движения автомобиля, разрешённую при использовании данных шин (см. раздел «Расшифровка индексов нагрузки и скорости»).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ МАРКИРОВКА, УКАЗЫВАЕМАЯ НА БОКОВИНЕ ШИНЫ.

M&S (Mud + Snow – «грязь плюс снег»). Это означает, что данные шины специально сконструированы как зимние или всесезонные. All Season или AS – всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования. Any Weather или Aw – шина предназначена для использования в любую погоду.

Winter – зимние шины.

Пиктограмма * (снежинка) – шина предназначена для использования ее в суровых зимних условиях. Если на боковине нет таких обозначений, то эта шина предназначена для использования ее только в летних условиях.

Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) – специальные дождевые шины.

Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) – ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) – с внутренней.

Rotation и стрелка – на боковине шины означает направленную шину. При установке шины нужно строго соблюдать направление вращения шины, указанное стрелкой.

Tubeless – бескамерная шина. Если этой надписи нет, то шина может использоваться только с камерой.

Tube Type – шина должна эксплуатироваться только с камерой.

Max Pressure – максимально допустимое давление в шине, в кПа.

Max Load – максимально допустимая нагрузка на шину в кг.

Reinforced или буквы RF – в типоразмере (например: 195/70 R15 RF) означают, что это усиленная шина (6 слоев). Буква С в конце типоразмера (например: 195/70 R15 C) обозначает грузовую шину (8 слоев).

Radial – означает, что шина радиальной конструкции.

Steel – означает, что это шина диагональной конструкции.

Буква Е (в кружочке) – шина соответствует европейским требованиям ЕСЕ (Economic Commission for Europe).

Left или Right – означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.

Дата изготовления шины написана в виде четырех цифр в овале (например: 1805) – первые две цифры неделя изготовления, следующие две – год изготовления (в нашем примере апрель 2005 года).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ МАРКИРОВКА, УКАЗЫВАЕМАЯ НА БОКОВИНЕ ШИНЫ В США

DOT - знак, означающий, что шина отвечает нормативным требованиям департамента США.

DM, AB, CD, EFG – коды, указывающие на место изготовления, размер и тип шины. Максимально допустимые в США нагрузка и внутреннее давление воздуха в шине: max LOAD 545 kg (1202 lbs) – 545 кгс (1202 фунта), max Pressure 300 kPa (44 psi) – 3,0 кгс/см2 (44 фунта на квадратный дюйм).

PLIES (Tread area – 1 Rayon + 2 Steel + 1 Nylon; Sidewall: 1 Rayon) – особенности конструкции шины: в брекере один слой вискозного корда, два слоя стального и один слой нейлонового корда; в боковине один слой вискозного корда.

TWI – указатели индикаторов износа. Маркировка TWI – может наноситься со стрелкой. Индикатор износа иногда обозначается символом в виде стрелки.

Treadwear 180 – относительная износостойкость рисунка протектора. Отвечает специальным стандартным тестам США. 180 – сравнительная цифра по отношению к типовым требованиям, которые предъявляются к шинам американским Стандартом качества для автомобильных шин (Uniform Tire Quality Grading). Чем выше этот показатель, тем лучше износостойкость и скоростная устойчивость автомобиля, тем выше стабильность геометрии шины при повышенных скоростных режимах движения.

Traction – способность шины к торможению на влажном дорожном полотне. Это показатель, оценивающий сцепные свойства шины. Он имеет градации А, В и С, которые указывают на боковине шины. Шины с показателем А отличаются максимальным сцеплением, с показателем В – средней способностью шины к торможению на влажном дорожном покрытии, с показателем С – наименьшим доступным сцеплением.

Temperature А, В или С – термостойкость шины при высоких скоростях на испытательном стенде. Это температурный показатель, который отражает способность шины противостоять температурным нагрузкам, которые возникают при движении на большой скорости. А – наилучший показатель, В – средний показатель, С – наименьший показатель.

Safety warning – требования техники безопасности при монтаже шины на обод и при эксплуатации шины. Шины высокого (элитного) класса, обладающие повышенной прочностью и износостойкостью, относятся к разряду «высшего эксплуатационного качества» (High performance или Ultra High performance), что соответствует индексам HP и UHP.

Знак «+» – означает, что шины отличаются повышенной безопасностью при эксплуатации на мокрой дорожной поверхности и малым сопротивлением качению, что уменьшает расход топлива. Например, модели шин концерна GOOD YEAR EAGLE GW+.

«Rotation». На некоторых моделях шин нового поколения для легковых автомобилей введена дополнительная маркировка. К примеру, на боковинах зимних шин W160P, W180P, W190P и W120P концерна PIRELLI ставится стрелка, показывающая направление вращения шины. На боковинах шин других фирм наносятся две стрелки с надписью «Rotation» (направление вращения). При сборке колёс необходимо учитывать рекомендации этой маркировки: направление вращения колёс при движении автомобиля вперёд должно совпадать с направлением, указанным стрелкой (стрелками).

Шина с асимметричным рисунком протектора тоже имеют маркировку, которую необходимо принимать во внимание при монтаже шины и установке колёс в сборе с шиной на ступицу автомобиля. На боковине таких шин проставляются надписи: «Side Facing In...» (сторона, обращённая внутрь) и «Side Facing out...» (сторона, обращённая наружу).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ.

N0, N1, N2, N3 – шины разработанные для Porsche.

ZR – буквенное обозначение, которое показывает, что шины сконструированы для скоростей превышающих 240 км/ч.

XL (Extra Load) – шина с повышенной нагрузкой.

FR (Flange Protector) – шина с защитой обода диска.

FB (Flat Base) – шина без защиты обода диска.

RF – усиленная боковина.

TL (Tube Less) – бескамерная шина.

TT (Tube Type) – камерная шина.

(*) (для Michelin) – увеличенный на 25% пробег.

PR (Ply Rating) – прочность (несущая способность) каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности (краткое описание конструкции каркаса). Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись Reinforced (усиленная) шина повышенной грузоподъемности. Шины с маркировкой 6PR и 8PR (повышенной слойности) наиболее пригодны для легких грузовиков и микроавтобусов, поэтому часто после обозначения посадочного диаметра (например, 185 R14 C) на них ставится буква «С» (Commercial).

С (Commercial) – шины повышенной слойности (6, 8, 10 PR) устанавливаются на легкие грузовики и микроавтобусы. Они обозначаются буквой «С», которая ставится после обозначения посадочного диаметра шины (например, 185 R14 С). Такие шины называются полнопрофильными, а отношение высоты к ширине в таком случае составляет 80%.

DA – «штамп», означающий, что данная шина имеет второстепенные дефекты, и она может быть установлена на прицеп, либо на автомобиль, но с ограничением скорости до 100 км/ч.

SSR – система контроля давления воздуха в шинах, усиленная боковина поддерживает шину в случае потери воздуха в шине.

SUV (Sport Utility Vehicles) – для спортивных автомобилей.

A.G.T. (All Grip Traction) – всесезонная шина.

B.S.W. (Black Side Wall) – черные буквы на боковине шины (в обозначении торговой марки шины).

C.M.S. (Construction Mining Service) – шины для горно-строительной техники.

H.C.T. (Heavy Constructor Transport) – шины для тяжелой строительной техники.

L.C.M. (Logging Constructor Mining) – шины для лесной, строительной, горной техники.

LI (Load Index) – индекс нагрузки.

L.P.T. (Low Platform Trailer) – шины для низкорамных трейлеров и прицепов.

M.L. (Mining Logging) – шины для горной и лесной техники.

ML – (обозначение только у шин легковых автомобилей) шины с защитной обода диска, для Mercedes-Benz или Audi.

M0 – шины разработанные для Mercedes-Benz.

M3 – шины разработанные для BMW.

N.D. (Non Directional) – ненаправленная шина.

N.H.S. ( Non Highway Service) – не для скоростных дорог.

O.W.L. (Outline While Letters) – контурные белые буквы на боковине шины.

Reinf. (Reinforced) – шина с дополнительными слоями корда (усиленной конструкции).

S.A.G. (Super All Grip) – шины повышенной проходимости.

S.L. (Limited Service) – ограниченное использование.

SY (Speed symbol) – индекс скорости шины.

U.G.S. (Underground Special) – шины для подземной техники.

W.S.W. (White Side Wall) – белая полоса на боковине шины.

ZP (Zero Pressure) – «нулевое давление», представляет собой шину, которая обладает усиленными за счет специального состава боковинами. Они позволяют шинам Michelin ZP выдерживать вес автомобиля при отсутствии давления в шине и обеспечивают безопасное движение на протяжении 80 км при скорости 80 км/ч. Это значит, что автомобилисту больше не нужно останавливаться на обочине в случае прокола.