Маркировка дисков
Стальные штампованные колеса | Легкосплавные колесные диски |
Кованые колесные диски | Составные колесные диски |
Маркировка дисков | Выбор литых дисков |
Соответствие шин и дисков | Автомобиль снимают с гарантии? |
Так же как и на шинах на дисках есть множество разнообразных маркировок, большинство из которых располагаются на внутренней стороне диска.
Рассмотрим пример:
5Jx13H2 ET40 PCD 98/4 Dia 58.5
Ширина обода
5 — ширина обода (B), в дюймах
J - код конструкции бортовых закраин обода
H2 — это код конструкции хампов и их количество.Это небольшие выступы на поверхности диска, сделанные для бескамерной шины. В поворотах они улучшают фиксацию борта покрышки на диске, тем самым не допуская разгерметизацию колеса.
FH - flat hump - "плоский", большей ширины хамп. Комбинация плоского хампа снаружи и обычного внутри маркируется как СН - combination hump, а плоская полка снаружи - как SL: special ledge. Используется последняя только на колесах шириной шесть дюймов и более.
13 - диаметр диска.
Вылет (ЕТ)
По-английски "вылет" - offset. Иногда с таким обозначением можно столкнуться, но чаще используется ЕТ - сокращение от немецкого Empress Tieffe (вдавленный в плоскость). Если провести условную плоскость через середину обода колеса и измерить ее отстояние от плоскости его крепления, то результатом и будет ЕТ (Вылет, по-нашему). Плоскости совпали - ЕТ = 0, т.е. вылет нулевой. Положительный получаем в случае, если привалочная плоскость выступает за плоскость симметрии обода; при отрицательном - все наоборот. ET— вылет колеса, измеряется в мм., в нашем случае 40 мм.
PCD
За этим английским сокращением скрывается Pitch Circle Diameter - что-то вроде "диаметра круга шага (отверстий)", т.е. диаметра окружности, проходящей через центры крепежных отверстийколеса (рассверловка). Обычно значение дается не одной, а двумя цифрами: перед условным диаметром ставится количество отверстий, например, 4х100 (т.е. 4 отверстия на окружности диаметром 100 мм). Иногда цифры ставят наоборот. PCD 98/4 - диаметр 98 мм и число отверстий — 4. У дисков с пятью крепёжными болтами (или гайками), для получения значения PCD, расстояние "А" нужно умножить на коэффициент 1.051.
PCD = A х 1.051
У дисков с четырьмя крепёжными болтами (или гайками):
PCD = А
Центральное отверстие (DIA)
Вы думаете, что колесные болты (или гайки) центрируют колесо на ступице? Ошибаетесь: они выполняют куда менее серьезную функцию - прижимают диск к фланцу. А правильно разместить на ней колесо помогает центральное отверстие, обычно разное для разных автомобилей. Dia – диаметр центрального отверстия, мм., в нашем случае 58,5 мм. Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные кольца.
Цветная маркировка на дисках
Точка маркировки на ободе определяет минимальное значение суммарных показателей радиальных биений внутренней и наружной зон посадочных полок колеса.
Что такое х-фактор колеса?
Колесо состоит из обода и диска, в обычном стальном колесе эти две части соединены сваркой. В легкосплавном колесе диск и обод формируются одновременно литьем или ковкой.
Расстояние между привалочной плоскостью и задней стороной диска и называется "х-фактором".
Это понятие достаточно условное. Конструкция обода регламентируются стандартами, поскольку необходимо обеспечить посадку на обод пневматической шины, конструкция же диска достаточно свободна. В то же время, она должна обеспечить совместимость с тормозными элементами, необходимую прочность колеса и привлекательный внешний вид.
Проще говоря, если х-фактор большой, то колесо "встанет" на автомобиль, где суппорт сильно выступает за привалочную плоскость. Если х-фактор близок к нулю, то колесо предназначено для автомобилей, где тормозные элементы не выступают за привалочную плоскость, например, ГАЗ-24 (барабанные тормоза на передней и задней осях). У многих джипов, в том числе и у "Нивы" 2121, конструкция дисковых тормозов такова, что суппорт практически не выходит за привалочную плоскость, и соответственно, колеса для этих авто могут быть с небольшим х-фактором.
Еще раз подчеркнем, что х-фактор - понятие скорее жаргонное, чем инженерное. Даже у колеса с большим х-фактором диск может касаться суппорта у перехода диска в обод или у перехода диска в ступицу. Поэтому мы рекомендуем устанавливать колеса в специализированных торгово-сервисных центрах.